ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Пещерный город в италии. Матера в италии

Эти дома хранят память о различных цивилизациях, которые сменяли друг друга в течение многовековой истории Матеры. Первые поселения здесь появились ещё в эпоху неолита; свой след оставили христианские отшельники и византийские монахи, норманнские завоеватели и архитекторы барокко. Особого внимания заслуживают пещерные церкви, которых здесь около 155; многие из них украшены фресковыми росписями X-XI вв. Весь этот комплекс был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993 г. Город из высеченных в туфовых скалах жилищ прозвали «подземным», а непрерывная история Матеры позволяет ей претендовать на звание одного из самых древних городов планеты из ныне существующих.

Что посмотреть

«Сасси»

Панорама Матеры / Shutterstock.com

«Сасси» Матеры - уникальное произведение искусства, в создании которого приняли участие сотни тысяч художников. Это совокупность пещер на краю каньона глубиной 70-80 м, по дну которого протекает река Гравина. Здесь можно проследить всю историю города, включая следы варварских и арабских завоеваний, христианские погребения, разрушения византийского периода и многое другое вплоть до эпохи Возрождения и барокко.

«Сасси» - это третий из ныне существующих городов по возрасту. Так что, приехав сюда, вы можете как бы совершить путешествие по человеческой истории в обратном направлении, дойдя до зари цивилизации. Здесь всё кажется неподвижным, привязанным к прошлому, которое выражено в камне. Меняются формы, но аромат истории и впечатление от пейзажа остаётся живым много лет в своём неизменном виде.

Пещерные церкви

В центре и окрестностях Матеры насчитывается порядка 155 пещерных церквей, высеченных в туфе. Это скиты, обители, крипты, лавры и даже подземные базилики, чьи стены часто покрыты древними фресками. Всё это - творения монахов-бенедектинцев и византийцев.


Церковь святых Петра и Павла (она же San Pietro Caveoso) / Shutterstock.com

Особенно красивы церковь Сан-Пьетро-ин-Принципибус с криптой в форме греческого креста, которая была частью мужского монастыря у подножия поселения эпохи неолита. Церковь Мадонна-ди-Сан-Кроче с фреской Мадонны на престоле с младенцем, благословляющим десницей, также заслуживает внимания.


Крипта первородного греха. Деталь фресковой росписи © Foto Progetto Mirabilia

Обязательно взгляните на Крипту первородного греха (Cripta del Peccato Originale) - архитектура здесь нехитрая, но цикл фресок считается одним из важнейших в истории искусства X в.


Церковь Санта-Мария-де-Идрис / Shutterstock.com

В Парке Монахов (Parco dei Monaci) есть грот с фресками XI столетия, а в апсидах церкви Мадонна-делла-Вирту (X в.) - фрески византийского периода. Также можно упомянуть церковь Санта-Мария-де-Идрис, Сан-Джованни-ин-Монтерроне, Санта-Лучия-алле-Мальве, Сан-Донато, Сант’Антонио-Абате, Санта-Барбара и многие другие. Пещерная церковь Спирито-Санто X в., расположенная в центре города, - одна из тех семи точек, где обосновались бенедектинские монахи. С ходом столетий церковь радикально изменилась, но сегодня, после реставрации, её устройство почти полностью вернуло себе своё первоначальное великолепие, и здесь можно осмотреть некоторые из фресок XII в., когда-то покрывавших её стены целиком.

Палаццо Ланфранки


Палаццо-Ланфранки / Shutterstock.com

Это здание спроектировано и построено в 1668-1672 гг. Палаццо-Ланфранки - самый яркий памятник XVII в. в Матере. Его ассиметричный фасад делится надвое горизонтальным карнизом. В нижней части есть пять ниш со статуями Мадонны-дель-Кармине и различных святых. В верхней - вертикальные пилястры с капителями, девять слепых арок, самая широкая из которых поглотила вобрала в себя большое круглое окно-розу, а в верхней части фасада размещён фронтон с часами посередине. Перед входом установлена скульптура Кенджиро Адзумы «Капля».

Национальный музей средневекового и
современного искусства Базиликаты


Деталь экспозиции музея © SyndromeDeStendhal / Flickr.com

Музей находится в здании палаццо-Ланфранки. Его экспозиция поделена на четыре раздела: религиозное искусство, коллекция д’Эррико, современное искусство и этноантропология. В залах музея можно увидеть произведения, попавшие сюда из церквей региона, полотна неаполитанской школы XVII-XVIII вв., несколько картин Карло Леви, Луиджи Гверриккьо и Рокко Молинаро, а также предметы, иллюстрирующие материальную культуру Базиликаты.

Национальный археологический музей
имени Доменико Ридолы


Древняя амфора, выставленная в археологическом музее © visitmatera / Flickr.com

Национальный археологический музей Матеры - самое старинное из выставочных пространств всего региона. Здесь собраны важные археологические находки, обнаруженные в Матере и её окрестностях. В частности, здесь есть артефакты из окружённых траншеями поселений эпохи неолита, которые датируют от VI тысячелетия до н.э.

Природно-исторический археологический парк пещерных церквей Матеры

Региональный парк Мурджа-Матерана площадью 8 000 га находится вне исторического центра Матеры, в окружении волшебной природы. Парк был учреждён в 1990 г. На его территории находятся каньон Гравина-ди-Матера, пещерные церкви и плоскогорье Мурджа.


Природно-исторический археологический парк Мурджа © Foto Progetto Mirabilia

Человек заселил эти земли в далёкие эпохи палеолита и неолита, устроив здесь десятки поселений, от которых нам остались могилы и цистерны. На их руинах в средневековье селились монахи-отшельники; они же высекали гроты для церквей у края каньона. Самые древние следы человеческого присутствия можно наблюдать в Гроте летучих мышей (Grotta dei Pipistrelli), образовавшемся миллионы лет назад под воздействием морских волн и заселённом в эпоху верхнего палеолита.


Грот летучих мышей © visitmatera / Flickr.com

Земля здесь выглядит не особенно благожелательно, но природа подарила ей необыкновенно богатые флору и фауну. Здесь встречаются более 900 видов растений, включая лекарственные травы и специи. Из животного мира здесь очень распространена степная пустельга.

Примерно в 15 км от города находится холм Тиммари - часть крупного археологического участка, который простирается вплоть до долины Брадано и озера Сан-Джулиано.

Кухня

Чаледда

Чаледда по-лукански © panecotto.it

Самое известное фирменное блюдо Матеры - это холодная чаледда ; слово это имеет звукоподражательное происхождение: блюдо готовят, обмакивая чёрствый хлеб почти целиком в воду с оливковым маслом, солью, салатными помидорами и душицей. Есть и горячий вариант, который подают зимой.

Суп «крапиата»

Крапиата по-матерски © wikimatera.it

Это бобовый суп, очень распространённый в этих краях. Основные ингредиенты - это злаки, картофель, бобы и цикорий, а также сельдерей, помидоры черри и оливковое масло холодного отжима. Есть также несколько сезонных вариантов, в которые добавляют соответствующие времени года ингредиенты.

«Страшинати» с хлебной мякотью и хрустящим перцем

Ближайший аэропорт - Bari Palese (примерно 50 км). От аэропорта на матерскую площадь Визитационе ходит шаттл.

На поезде

От центрального вокзала Бари можно доехать до Матеры на поезде компании Ferrovie Appulo Lucane (FAL).

На автомобиле

С Тирренского побережья : ехать по автостраде Salerno — Reggio Calabria. Следовать указаниям в сторону Potenza. Далее в направлении Metaponto по шоссе SS 407 «Basentana» до указателей Matera неподалёку от Ferrandina Scalo.

С Адриатического побережья : ехать по автостраде Bologna-Taranto до съезда Bari Nord. Следовать в сторону промзоны, в направлении Altamura-Matera, сначала по шоссе SS 96, а затем по SS 99, где в скором времени планируется модернизация.

С Сицилии и из Калабрии : ехать по автостраде Reggio Calabria-Salerno. Съезд в Sibari, далее по шоссе SS 106 Jonica в сторону Taranto. Съезд Matera неподалёку от Metaponto.

От полуострова Саленто : самый удобный путь - проехать Taranto и двигаться по шоссе SS 106 Jonica до съезда Matera неподалёку от Metaponto.

Матера, самый странный итальянский город December 13th, 2013

Пост о Матере - последний в серии о нашей поездке в итальянский регион в марте 2013 года. На самом деле Матера находится не в Апулии, а в соседнем регионе Базиликата. Попали мы сюда благодаря тому, что в этом необычном городе проводился последний третий день соревнований . И место это действительно ни на что не похоже.

Вроде бы город основали еще римляне, но развиваться он начал в ранее Средневековье, когда жители побережья стали спасаться от набегов сарацин в глубине страны. Кроме того, сюда бежали многие греческие монахи в эпоху иконоборчества.
Местность, где была основана Матера - это глубокое ущелье, даже каньон, на дне которого чуть теплится ручеек, который только весной превращается в речку.

Склоны этого каньона (“гравина” по-итальянски) известняковые. И вот в этом известняке полно пещер. В пещерах стали жить люди, пещеры углубляли, расширяли, потом надстраивали домами. Постепенно получился ни на что не похожий полу-подземный город-лабиринт. Матера развивалась и вне этого склона, был построен Новый город с площадями и широкими улицами. А этот район города, называемый Сасси (что в переводе с итальянского означает камни), постепенно превратился в одни из худших во всей Италии трущобы. К началу 50-х годов власти решили почистить Сасси, и начали планомерно переселять (выгонять) отсюда жителей. Постепенно старый город опустел. Его помыли, почистили, и стали превращать в туристический городок. Однако, почему-то до сих пор массовый турист сюда не попал, хотя я видел пару автобусов китайцев с фотоаппаратами. И это здорово, поскольку улицы этого странного городка пока не переполнены туристами. Примерно половина улиц Матеры это даже не улицы - это лестницы:

Почти все фотографии из этой записи сделала моя жена Саша, которая гуляла по городу пока я принимал участие в соревнованиях. Глядя сейчас на эти фотографии, я понимаю, что я видел этот город совсем по-другому. На видео ниже видно, как город увидел я, только у меня это было все чуть-чуть по-медленнее:)

Это видео снял с помощью камеры размещенной на голове норвежский элитный спортсмен Øystein Kvaal Østerbø. Для меня Матера в памяти осталась как лабиринт узеньких лесенок и проходов. А на Сашиных фотографиях это все же больше похоже на обычный человеческий город. Итак, больше фотографий.

Вот я бегаю по городу:

А вот чемпион Европы и призер чемпионата мира в спринте Jonas Leandersson из Швеции.

А вот просто виды города:

если смотреть со стороны, то кажется, что это просто какое-то непонятное наслоение друг на дружку домов на разных уровнях. Но на самом деле эти склоны, “заросшие” древними домиками, открываются улочками и лесенками.

Не во все дворики города можно попасть, часть из них закрывается на такие элегантные дверцы:

В городе есть барочный кафедральный собор, зажатый на малюсенькой площади.

Вот другой собор:

Тот край города, что обрывается в каньон, выглядит совсем уже нереально - декорации к мрачному “фэнетези”. Особенно, учитывая то, что спряталось солнышко и стало совсем холодно, было в тот день около +6.

Здесь сохранился настоящий “пещерный” город. Правда, теперь уже в нем никто больше не живет.

Некоторые районы Сасси до сих пор заброшены:

Здесь тоже никто не живет.

На прогулки по Новому городу нас не хватило.

Обратите внимание какой пустой город. Это воскресенье, где-то два часа дня.

А вот что было в центре города в 11.

В центре города небольшой рынок. По улицам гуляют итальянские сеньоры. Очень много пожилых мужчин, и почти совсем нет женщин. Мужики гуляют парами и компаниями, и все они одеты обязательно в костюмы, пальто, обязательно при галстуке и головном уборе. Ходят и благоухают духами. Очень странная для нас картина. Лица у всех совершенно рабоче-крестьянские, но при этом одежда, осанка и важность с которой они выгуливают себя, весьма аристократические.

На этом про поездку в Италию в марте 2013 года всё! Ниже оглавление предыдущих серий.

October 18th, 2014

Сасси ди Матера (Sassi di Matera) – древняя часть небольшого современного городка Матера в Италии. Он находится на востоке страны и напоминает римский амфитеатр с домами - гротами, скрывающими террасы. Доказано, что место Сасси было обитаемо еще в эпоху неолита, имеет богатейшую историю, в том числе – архитектуру, археологические находки.

Сегодня Сасси – исторический центр Матеры, который расположен во множестве известковых скал, образующих ущелье небольшой речушки Гравина. В скалах можно увидеть вырезанные жилые помещения и подземные церкви. Историки склоны предполагать, что возраст подземных жилищ – 9 тысяч лет.

Старый город Сасси представляет собой переплетение домов, пещер и часовен. В средневековье на окраинах Сасси, в домах-гротах, жили простолюдины, а в центральной части города – аристократическая верхушка. Сегодня пещеры – достопримечательность для туристов. В некоторых гротах открыты музеи, где сохранена прежняя обстановка старого города.

В пещерном городе можно провести и день, и ночь, а можно остановиться в домах-пещерах, где обустроено 18 комфортных номеров. Часть отеля находится в здании средневековой церкви.

Построенные из камня и вырубленные в скалах церкви, дворцы вместе с подземными катакомбами и водоемами придают Сасси привлекательный вид. Сасси - объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Давайте узнаем про этот город подробнее …

Фото 2.

Ядро города зародилось на противоположных склонах речной долины, называемой расщелина Гравина ди Матера. Во времена Великой Греции была греческим городом, центром которого была Чивита. Сегодня здесь возвышается Кафедральный собор, возведенный в XIII в. В римскую эпоху город укрепили стеной, а многочисленные гроты и скалистые массивы стали использовать для постройки деревенских жилищ, так зародились кварталы Сасси . Со времен кварталы разрастались, лабиринт известняковых домиков-гротов увеличивался и кварталы стали называть Сассо Кавеозо и Сассо Баризано , Чивита осталась между ними.

Сасси (в переводе означает «камни») – исторический центр Матеры, расположенный в скалистом котловане и состоящий из трех районов: Сассо Кавеозо, Сассо Баризано и Чивита. Это место было обитаемо еще в эпоху неолита и имеет очень богатую историю, хорошо иллюстрированную архитектурой и археологическими зонами, находящимися на территории Сасси. Можно сказать, что как жилой район Сасси сформировался под влиянием различных цивилизаций. В доисторическую эпоху здесь строились защищенные траншеями деревни, а в период с 9 по 11 века, когда Сасси населяли народности восточного происхождения, местность начала приобретать урбанистические очертания – появилась система улиц, канализация, водные резервуары. Норманно-свевские поселения 11-13 веков отметились здесь мощными военными укреплениями; за ними последовали испанцы с ренессансной архитектурой (15-16 века), а 17-18 века принесли сюда барочную архитектуру.

Фото 3.

В городе было много огородов и висячих садов, накрытых сводами. Во времена Возрождения эти своды использовались для захоронений, и получалось, что живые люди жили в подземелье, а мертвые хоронились над землей. В темное время суток жители зажигали факелы рядом со своими жилищами, и тому, кто смотрел на город с вершины холма, могло показаться, что перед ним еще одно небо, усыпанное звездами. Это зрелище настолько впечатляло путешественников, что происхождение названия города Матера стали ошибочно связывать с греческим словом «meteora» – звездное небо. Несмотря на многие преобразования, которым подвергался Сасси в течение веков, город все еще сохраняет в своей планировке античные очертания, которые с высоты птичьего полета напоминают по форме греческую омегу. Склоны холма были изрезаны ирригационными каналами, по которым поступала вода из расположенных на возвышенности водохранилищ, наполнявшихся дождевой водой. Основными составными частями города были дворы с колодцами, вокруг которых размещались входы в жилые помещения и пекарня. Такие дворы определяли и фундаментальные ячейки социума Сасси, так как жизнь между его обитателями всегда была отмечена солидарностью и сотрудничеством. Солнечный свет попадал в жилище сверху –летом, падая перпендикулярно, лучи не могли раскалить помещение, а зимой, падая под углом, свет проникал глубже в гроты и согревал их. Кроме того, близость больших каменных масс, служивших природными радиаторами, позволяло круглый год поддерживать температуру в домах на уровне примерно 15 градусов.

Фото 4.

В VIII в. на земли Матеры переселилось много византийских монахов, которые обустроили в гротах церкви, на подобии тех, что можно встретить в Каппадокии (Турция) или в Сирии.
Местные жители, кто находился в затруднительном материальном положении, строили свои жилища в Сасси , используя естественные гроты. Улицы пещерного города были узкие со множеством ступенек и лесенок.

В 1623 году Матера стала столицей Базиликаты и оставалась ей вплоть до 1806 года, затем Наполеон Бонапарт перенес столицу в Потенцу. Это был лучший период для Матеры .
Местные жители испытывали большие сложности с водой. Поэтому они тратили свою энергию не на постройку домов, а на рытье в известняке каналов и траншей для сбора воды и системы разнообразных цистерн. Вода использовалась не только в хозяйстве, но и для сельских работ. Деревней траншей, так называли Матеру .

Канал для сбора воды в цистерну, расположенный в одном из домов. Матера. Базиликата. Италия.

Благодаря этой древнейшей практике, жители Матеры превратили свой город в зеленое место, с подвесными садами, огородами и деревьями.

В начале двадцатого века демографический подъем, начавшийся четырьмя веками ранее, достиг своего апогея. На домах достраивали дополнительные этажи, исчезли огороды, пастбища и висячие сады, каменные цистерны приспосабливались для однокомнатных квартир, в которых люди умудрялись жить вместе с мулами и овцами.

После второй мировой войны вышла в свет книга Карло Леви «Христос остановился в Эболи» , в которой Леви писал про невыносимые условия жизни в Сасси ди Матера.

Его сослали на юг Италии за антифашистские высказывания, приехав в Матеру , он пришел в ужас от увиденного. В 1930-е гг. половина населения проживала в пещерах, по причины жары многие дома были открыты, на полу лежали собаки, овцы, козы и свиньи. «У большинства семей имелась всего одна пещера, и в ней спали все вместе – мужчины, женщины, дети и животные».

Он сравнивает Сасси с громадной воронкой, вызывающей в памяти величественный образ Ада из «Божественной комедии» Данте. Однако образ Леви оказался чем-то большим, чем просто поэтическая метафора: чрезмерное перенаселение вызвало социальный и санитарный коллапс, в результате которого в 50-е годы жителей обязали переселиться из Сасси в другие места. Люди стали вновь заселяться сюда лишь спустя десятилетия, начиная с 1986 года.

Карло Леви увидел Матеру в то время, когда население разрослось до предельных размеров. Места не хватало и над пещерами надстраивали еще этажи. Подвесных садов и огородов больше не сажали, а огромные семьи жили в антисанитарных условиях, без канализации, не соблюдая элементарных гигиенических норм.

Сейчас Сасси снова оживает.

Фото 5.

Тогда возникла «проблема Матеры» , которая выросла до размера «позора нации». И в 1952 году приняли решение переселить жителей в новые кварталы, освободив пещерные дома. На тот момент в Сасси проживало около 15 тысяч человек. Многие из них не хотели уходить из родных жилищ и возвращались обратно, тогда власти замуровывали входы в пещеры цементом.
В 1993 году Сасси ди Матера (Сассо Кавеозо, Сассо Баризано и Чивита) включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

После того, как Сасси ди Матера стали необитаемы, они становились декорациями ко многим фильмам. Здесь снимал Пьер Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея» в 1964 году, а Мел Гибсон «Страсти Христовы» в 2004 году.

Сасси ди Матера строились в разные века и разными цивилизациями. Здесь сохранились доисторические следы, церкви, покрытые фресками VII в. и скалистые постройки IX-XI вв. и более поздних. В Сассо Кавеозо сохранились дома-гроты, некоторые из них можно посетить.

Матера. Базиликата. Италия.

Например, исторический дом на vico Solitario , который воспроизводит обстановку тех времен, когда была заселена.

Посреди комнаты стоит высокая кровать, на которой спало все семейство. Под кроватью – горшок, корыто и прочая утварь, которую доставали днем. Здесь же стойло для животных и обеденный стол. Кухонька в отдельном маленьком помещении, другое помещение использовалось в качестве хозяйственной подсобки, «дырка-труба» — для сбора снега, который таял и давал драгоценную воду.

Свет в дом падал из маленького окошка наверху. Температура в домах была практически постоянной 15 градусов, туф, в котором были устроены жилища работал как климат-контроль.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Церковь Сан-Пьетро-Кавеозо , построенная в 1218 году на небольшой площади является одним из самых характерных и ярких мест в Матере . В XVII в. церковь претерпела много изменений и приобрела барочный вид. Внутри хранятся художественные полотна и фрески.

Церковь Сан-Пьетро-Кавеозо. Матера. Базиликата. Италия.

Кафедральный собор возвышается над Сасси . Он был возведен в XIII в. в квартале Чивита, который делит пополам два Сассо. Он уже много лет закрыт на реставрацию, а когда-то принадлежал бенедиктинскому монастырю. Отличает собор красивое резкое окно в форме розы и 52-метровая колокольня. В соборе хранится знаменитая византийская фреска Мадонна делла Бруна.

В Матере более 130 церквей и часовен. В пещерных церквях колоннами служат сталактиты и сталагмиты, неровные стены сохранили следы византийских фресок.

Сегодня пещерный город популярное у туристов место. Здесь нет названий улиц и номеров домов, а длинные переулки могут заканчиваться тупиком. Входы во многие пещеры замурованы или забиты, но можно найти проходы и попасть внутрь.

Сасси представляет собой настоящий «культурный ландшафт» – именно так он именуется в записях о всемирном наследии ЮНЕСКО, в которые он внесен. В средние века в окраинных районах Сасси жил простой люд, а центральную часть города занимала аристократическая верхушка. Эта часть города была возведена на месте античного акрополя, который до сих пор хранит в себе множество неожиданностей. Район Сассо Баризано, находящийся на северо-западе у края скалы, наиболее богат разнообразными скульптурными порталами и фризами, которые скрываются в подземных катакомбах. Район Сассо Кавеозо, расположенный на востоке, похож на римский амфитеатр с домами-гротами, с которых открываются террасы. В центре Сасси – район Чивита, представляющий собой скалистый выступ, разделяющий два других района, на вершине которого высится кафедральный собор. В охраняемую ЮНЕСКО археологическую зону входит также плато Мурджия, и ущелье реки Гравина-ди-Матера, где находятся уникальные подземные церкви.

Фото 6.

Панорама Сасси представляет собой поистине завораживающее зрелище, когда перед взором открывается лабиринты галерей на горном хребте, веками охранявшем загадочный город, будто вышедший из какой-то восточной сказки. Естественные гроты, подземные катакомбы, водоемы, хутора, церкви и дворцы, построенные из камня или вырубленные в скале, сосуществуют здесь, образуя удивительный и гармоничный природно-городской ландшафт. Путь в Сасси лежит сквозь аркады, напоминающие потайные ходы. Барочные и ренессансные фасады сооружены здесь на каменных водохранилищах 8 века, которые были приспособлены для жилья. Византийские церкви заключают в себе колодцы, использовавшиеся в древности в ритуалах культа Митры. Некоторые древние катакомбы использовались для жилья вплоть до 50-х годов 20 века, другие были заброшены и скрыты в глубинах холма. Под площадью piazza Vittorio Veneto расположен огромный резервуар, получивший название «Длинного водолаза» (Palombaro lungo), некоторые отсеки которого были сооружены три тысячи лет назад, в то время как другие были выполнены в 18 веке.

Фото 7.

Среди подземных катакомб Сасси – громадные монастырские комплексы, с множеством келий и уникальными подземными церквями, вырубленными в камне. Их возведение связано с прибытием в Сасси около 1000 года нашей эры монахов-василиан, которые принесли с собой архитектурные традиции Анатолии и Сирии. В подземных церквях можно наблюдать странное смешение различных религиозных традиций: православные иконостасы в базиликах католического типа; на византийских фресках, где Богоматерь обычно изображена в виде царицы, – доступные народные образы. Кроме исторических достопримечательностей, в одном из гротов разместился крупнейший музей современной скульптуры «MUSMA», уникальная коллекция которого содержит экспонаты, иллюстрирующие развитие итальянского и зарубежного искусства с 19 века по первые десятилетия 20 века. Некоторые из домов-гротов, где раньше жили люди, сейчас также превращены в музеи, где сохранена или реконструирована первоначальная обстановка, позволяющая посетителю погрузиться в атмосферу быта старого Сасси.

Фото 8.

Живописные пейзажи древнего города постоянно привлекают кинематографистов. В Сасси снималось несколько фильмов, включая «Страсти Христовы» Мела Гибсона. В Японии даже создали анимэ под названием «Призрак Матеры», где действие разворачивается в катакомбах Сасси

Многие туристы приезжают в древний город, чтобы, словно на машине времени, перенестись в эпоху Средневековья. Кроме того, в Матере сохранились традиции старых ремесленников, мастерских. Здесь, как и раньше, готовят простые блюда местной кухни: варят домашнюю пасту, пекут хлеб и булочные изделия из Матеранской пшеницы.
Отныне, как и прежде, Сисси – гордость Матеры. Местные предприниматели превратили город-призрак в центр туризма, где работают гостиницы, клубы и бары. Это стало возможным благодаря государственным субсидиям, которые позволили восстановить более половины старого города.

Фото 9.

Не так давно тутоткрылась необычная гостиница, номера которой расположены прямо в пещерах. Теперь туристы смогут ощутить себя пещерными людьми (троглодитами) первобытного общества, не отрываясь при этом от привычного комфорта.

Фото 10.

Необычный гостиничный город появился по соседству с городком Матера. Он разместился в средневековом пещерном поселении Сасси, где еще в 1948 году жили порядка 20 тысяч человек. В скалах за Матерой были выдолблены сотни пещер и 155 церквей. На данный момент все они находятся под охраной ЮНЕСКО. В этой связи кажется настоящим чудом и подарком для туристов то, что 18 пещер все-таки недавно перестроили в бутик-отели.

Фото 11.

Гостиничный город под названием Sassi di Matera стал уникальным экспериментом по интегрированию современных технологий в атмосферу средневекового прошлого. При этом удалось найти нестандартное решение и не превращать пещерный комплекс в обычный тематический парк. При первом взгляде на двери и ржавые ключи создается впечатление, что это вход в старый сарай. А между тем комнаты полны света и выглядят вполне комфортабельно. В отреставрированных отелях-пещерах есть все - от удобных кресел до Wi-Fi и роскошных ванных комнат. Помимо стен, о прошлом в некоторых гостиницах напоминают кровати, подвешенные в метре над полом на металлических тросах. Это дань старинным традициям Сасси. В средневековом городе люди жили в одних пещерах с животными, и подвешенные кровати гарантировали им относительную уединенность от домашней скотины. Зато животные вырабатывали дополнительное тепло и согревали своих хозяев.

Фото 12.

В Сасси есть как простые 3-звездочные отели и пансионы, так и роскошные апартаменты. Проживание обходится в 66 евро и выше, причем в стоимость включен завтрак. Уникальный пещерный город принимает постояльцев с апреля по октябрь.

Фото 13.

Фото 14.

Нам предстоял путь до Сицилии. Чтобы успеть посмотреть Матеру и чтобы не совсем обалдеть от переезда, мы решили заночевать в Козенце. По дороге до Козенцы мы и заехали в Матеру - ещё один удивительный город.

Первые жители тут появились уже во времена Палеолита. Считается, что город был основам римлянами в 3 веке до н.э. Далее город неоднократно менял хозяев от сарацинов до норманов. Матера успела побыть столицей Базиликаты, пока не пришел Наполеон и не вернул звание столицы Потенце. В сентябре 1943 года Матера поднялась против немецких оккупантов - первый итальянский город, который начал борьбу с Вермахтом.

Матера современная показалась довольно большим, шумным и оживленным городом. В туристическом бюро нас снабдили картой и радостно сообщили, что вечером ожидается... живой вертеп . На вертеп мы, конечно, не остались - надо было пилить в Козенцу, а должно быть, живой вертеп в Матере тоже весьма сказочен. Вооружившись картой и прикинув примерный маршрут, мы отправились топтать многовековые мостовые в старый город, который носит название Сасси (буквально "камни"). Название Сасси происходит из доисторических троглодитских времен. Предполагается, что это было первое поселение на территории современной Италии. Сасси встретил нас небольшим рождественским рыночком.

Однако, не обращая внимания на рынок, мы тут же подбежали к первой "видовой" точке, указанной на карте - ух, какой вид открылся!

Тем временем, на рынке народ толпится в очереди за теплым винным напитком, напоминающий глювайн. Кроме того, тут проводилась дегустация местного вина.

Мы тут же заскочили в ленивую кафешку выпить кофе и посмотреть на немногочисленных людей, которые гуляли по рыночку и пробовали местные продукты.

Добрый мясник, у которого можно попробовать разной колбасы (нам его колбаса как-то не очень понравилась)

А в соседней палатке можно закусить опробованную колбасу шикарным хлебом с оливковым маслом (а вот это было вкусно)

Нагулявшись по рынку, матерские бабульки присели отдохнуть

Тут же нам встречается неприметная церковь Santa Chiara, которая была построена в конце 17 века. Стоили церковь работники семинарии, которую к тому времени основали в Матере. Портал церкви весьма прост и геометричен. Центральную нишу занимает статуя Мадонны дель Кармине. В боковых нишах - Св. Клара и Св. Франциск.

Впечатляющие деревянные двери выглядят очень средневеково, хотя они были сделаны лишь в 18 веке.

В декоре этой церкви повторятся один единственный мотив - смерть. В то время (18 век) подобные украшательства были весьма в моде. Тогда смерть не вызывала страха, а считалась началом новой жизни. Деревянные двери разделены на 36 панелей, каждая посвящена теме смерти - черепа с перекрещенным костями, иногда облаченные в короны правителей, намекая на то, что после смерти все равны.

Тут же, над дверьми несчастная душа жарится под присмотром двух скелетов

Заглядываем внутрь - там пустынно и очень радостно. Посмотрите, какие чудесные краски и розочки!


Выходим из церкви и углубляемся в лабиринт улочек Матеры. Видно, что город, хоть и тихий, но жилой

На наше счастье пасмурное небо начало давать сбои и сквозь плотные облака стали прорываться солнечные лучи

Видать, местный бандит - ухо порвано

Кто сказал, что Матера - мертвый город? Вполне себе живой!

Доходим до очередной смотровой площадки у церкви Сан Пьетро Кавеозо и жадно облизываемся на пещеры троглодитов на противоположной стороне la Gravina. Какие-то счастливчики бродят там, заглядывают в древние жилища, но у нас просто напросто не хватило времени погулять ещё и по той стороне Гравины.

Мортон в "От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии" пишет: "На обоих склонах долины видны были пустующие дома-пещеры. Один берег реки называется Сассо-Кавеосо, другой - Сассо-Барисано. Слово «Сассо» означает - «скала». До сих пор я не видел ничего подобного. В отличие от большинства городов, стыдящихся своих трущоб, Матера, уверенная в своей уникальной живописности, устроила смотровые площадки, с которых можно хорошенько разглядеть пещеры. Имеется даже Страда-Панорамика-дей-Сасси, которая охватывает все пространство. Как утверждает местный путеводитель, она «предлагает туристу необычные ощущения»."

Однако, зависть наша тут же кончается, потому что именно на нашей стороне находится одна из важнейших церквей Матеры - San Pietro Caveoso, посвященная апостолу Петру. Фасад San Pietro Caveoso приобрел свои очертания в 13-начале 14 века, в то время как само здание было построено в 1218 году. На фасаде находятся статуи святых: Св. Павел, Св. Петр и Богородица, под подолом которой прячутся те, кто попросил у неё защиты.

Богородица с подзащитными - интересно, что слева страждущие изображены в колпаках. В то время, когда церковь строилась, было много религиозных братств, и подобные колпаки обеспечивали анонимность братьев.

Внутри церкви царит тишина и спокойствие, в декабре центральное место занимает необычный вертеп. Он сразу приковывает внимание посетителя своей формой и своим мягким желтым светом.

В церкви были прихожане, так что мы не стали мешать их молитвам, а тихонько ретировались. Правда, гуляли недолго - буквально за углом находится Casa Grotto di vico Solitario - музей-пещера. Я очень рекомендую сходить туда на экскурсию: это не отнимет много времени, но даст четкое представление о том, как жили люди в Матере буквально до недавнего времени. В это тяжело поверить, но до 50-60 годов люди продолжали жить в пещерах, выдолбленных в камне. В 1950-х началась кампания по выселению людей из Сасси, однако люди выезжали неохотно, некоторые позже возвращались в свои многовековые жилища. Только здесь люди могли похвастаться, что живут в тех же домах, что и их предки 9000 лет назад. До 1980 года опустевшие жилища были приютом для бомжей и бедняков, пока администрация города не решила взять все под свой контроль. Усилиями администрации Матера превратилась в туристический и в кинематографический город.

Вот, что пишет Мортон о старой Матере:

"Матера… Не могу припомнить ничего написанного по-английски об этом городе. Насколько я знаю, его не посещал никто из наших ранних путешественников - ни Гиссинг, ни Норман Дуглас. Самым полным отчетом - в английском переводе - является книга Карло Леви «Христос остановился в Эболи». Страшное описание. Читатели этой книги вспомнят, что, когда в 30-х годах писателя сослали туда за антифашистские высказывания, его сестра, врач в Турине, получила разрешение посетить брата в отдаленном горном городке к югу от Матеры. Приехав в Матеру на поезде, он пришла в ужас от увиденного. В 30-х годах половина населения, составлявшего сорок тысяч человек, проживала в пещерах на противоположных склонах речной долины. «Так представляют себе школьники Дантов ад», - сказала она своему брату.

«По причине жары дома были открыты, - продолжила она, - и по дороге я невольно заглядывала в пещеры, свет в которые проникал только через открытые двери. У некоторых пещер вообще не было нормального входа, а лишь люк и ступеньки. В темных отверстиях видны были земляные стены, жалкая мебель, кровати и лохмотья, вывешенные для просушки. На полу лежали собаки, овцы, козы и свиньи. У большинства семей имелась всего одна пещера, и в ней спали все вместе - мужчины, женщины, дети и животные. Вот как живут двадцать тысяч человек.

Детей здесь очень много. Они появлялись повсюду, в пыли, в жаре, среди мух, абсолютно голые или одетые в лохмотья. Никогда в жизни не видела я такую нищету… Женщины, заметив, что я заглядываю в дверь, приглашали меня войти, и в темноте, в зловонных пещерах, я видела детей, лежащих на полу под рваными одеялами. Они были в лихорадке и стучали зубами. У других из-за дизентерии остались лишь кожа да кости, и они еле таскали ноги».

За мисс Леви ходили дети, кричали что-то, но она не понимала их диалект. Думала, что они просят пенни, чтобы купить конфеты, но потом разобрала их слова: «Синьорина, дайте мне хинин»."

Итак, заглянем в типичное жилище - пещеру, выдолбленную в туфе . При входе нас спросили, на каком языке включить сопровождение - внутри расположены колонки, из которых диктор вещает о житье-бытье в такой пещере. Тут жила семья с 7 детьми. Родители и совсем младенцы спали на кровати, остальные - на сундуках и комодах.

Маленькая кухонька стратегически расположена над цистерной с водой - древние строители проявили чудеса инженерной мысли, соорудив целую систему сбора дождевой воды под старым городом. У каждого жителя была своя цистерна под пещерой. С кухни воду можно было черпать "не отходя от кассы"


Довольно просторное помещение для людей (хотя, конечно, со спальными местами плоховато)

Тут же, в задней части жилища - помещение для домашнего скота. Остается только предполагать, какие "уютные, домашние" запахи населяли эту пещеру.

Удовлетворив свое любопытство, мы продолжили прогулку по городу. Вид на другую часть города - эта часть уже больше похожа на "мертвый" город


А на противоположной стороне la Gravina туфовые "дома" совсем без удобств

Кирпичи вклинились в камни - это задняя стена церкви Мадонна де Идрис

Переплетенные улочки Сасси в очередной раз ненадолго осветились солнцем

Вид на город. В левом углу видно верхушку церкви с черепушками, про которую я рассказывала выше.

Мортон: "Было бы неправильно описывать Сасси как пещерный город. Есть дома, построенные над пещерами - под разнообразными углами, всех размеров, периодов и стилей. Они поднимаются кверху террасами; дорог нет, есть только узкие проходы и ступени, ведущие наверх или вниз. Плана застройки тоже нет. Дома напоминают скорее термитники, нежели человеческое жилье."

Сами того не заметив, мы забрели в кинематографическую часть Матеры

Матера (Сасси) играла роль Иерусалима в нескольких фильмах

"Евангелие от Матфея" (The Gospel According to St. Matthew, 1964)
"Царь Давид" (King David, 1985)
"Страсти Христовы" (The Passion of the Christ, 2004)
"Божественное рождение" (The Nativity Story, 2006)

Так же в Матере снимали:
"Волчица" (La Lupa, 1953)
"Создатель звезд" (The Star Maker, 1995)
"Омен" (The Omenб 2006)

А эта табличка напоминает о Гибсоне, который ходил по этим улицам в "Страстях Христовых".

При солнышке Матера оживает и становится не такой угрюмой, как в пасмурную погоду

Белье в пастельных тонах

Случайно набрели на рынок с сувенирами и поделками

Тут же материализовалась какая-то туристическая группа итальянцев - они начали нарасхват скупать свистульки

А я была очарована совами:)

Местные художники, продающие картины на этом же рыночке, весьма изобретательны

Поднявшись выше от рынка, мы поняли, что оказались в совсем заброшенной части города. Зато вид какой!

Заброшенные, пустеющие жилища очаровали меня, пожалуй, даже больше, чем вылизанный музей.


В некоторых видно, что когда-то тусовались либо бомжи, либо ещё кто

Знакомство с Матерой мы закончили чашечкой ароматного эспрессо. Конечно, было бы здорово заночевать в Матере и посмотреть на город, подсвеченный огнями, и пожить в пещере, но это никак не укладывалось в наше расписание...

Экстраординарный город, неправда ли? Альберобелло - это уютная и игрушечная сказка, а Матера - монументальная история.

*** Этот рассказ является фрагментом большого рассказа о поездке в Апулию: "Апулия и Матера – впечатления без погружения ". Понятно, что изъятый из общего контекста отрывок по определению много теряет, поэтому лучше всего читать весь рассказ целиком - при желании найти его очень нетрудно!
.................

Доехать из Бари в Матеру очень просто. Надо всего лишь прийти на вокзал (жёлтенький такой, двухэтажный, облезлый) линии FAL и сесть на ближайший поезд, который отправляется с бинарио уно , то есть с 1-го пути. Правда, пара организационных загвоздок тут всё же имеется, и внимание на них я хочу обязательно обратить. Итак: на фото ниже на табличке «ручной работы», установленной в тупичке 1-го пути, написано: MATERA GRAVINA.

Но если внимательно посмотреть схему маршрутов FAL, то можно увидеть, что после Альтамуры дорога как раз раздваивается: одна ветка уходит на Гравину (которая «-ин-Пулья») и дальше – на Потенцу, а вторая – на Матеру , где и заканчивается. Поэтому изначально очень важно сесть не только в правильный поезд, но и в правильный вагон. Потому что задние вагоны даже до Альтамуры не доходят, где уж «бурнаши» их отцепили, я так и не понял, но суть от этого не меняется. А те, что с божьей помощью всё же добираются до альтамуровской развилки, дальше тоже расходятся: один вагон идёт в Матеру, а другой – в сторону Гравины.

Мой опыт был таким: 1-й вагон состава, отправляющегося из Бари, шёл до Матеры, а из 2-го в Альтамуре нужно было пересесть в тот же первый. Скорее всего, такой алгоритм повторяется из раза в раз, но поскольку я на 100% в этом не уверен, рекомендую ещё в Бари, прежде чем сесть в поезд, спросить у местного служащего (а они обязательно будут на перроне), какой именно вагон идёт до Матеры. Правда, не исключено, что они покажут и на тот, который потом поедет в Гравину (как это было в моём случае), поэтому, во-первых, на всякий случай выучите фразу типа «прямой или с пересадкой?» и переспросите служителя. А в Альтамуре на уж совсем крайний случай уточните у попутчиков по вагону, в Матеру ли пойдёт этот вагон.

Надеюсь, что я не слишком запутал и запугал читателей таким раскладом, но что делать – как говориться, «предупреждён – значит, вооружён».

Зато на обратном пути всё намного проще: просто надо сесть в вагон с табличкой «Bari centrale ». Если найдёте его, конечно. Шутка.

По своему техническому оснащению, как поездов, так и станций, дорога FAL значительно уступает линии FSE. Создаётся ощущение, что последнее переоснащение здесь произошло годах этак в 60-ых. Впрочем, уже потом, на обратном пути, в голову пришла мысль, что в город, подобный Матере, правильно ехать именно в таких поездах – для пущего антуража, для погружения в атмосферу уже в пути. Туалеты в вагонах, кстати, имеются, только состояния соответствующего. Ни воды (которая из крана), ни бумаги там может и не быть, имейте в виду!

В городской зоне Бари поезд шёл очень медленно, но как только выехал в пригороды, совершенно неожиданно рванул так, что даже страшно стало. За него, разумеется:)

В числе прочих пассажиров в вагоне ехали трое мужчин лет за 50, как я понял, на какое-то выездное мероприятие по работе. Одеты они были очень интересно: один в костюме по всем правилам, другой – в костюме, но в кроссовках, а третий – в пиджаке, рубашке и галстуке, но в джинсах и спортивных туфлях. Но дело не в этом. Выяснилось, что по базарности трое итальянских мужчин не уступают десятку испанских женщин (а я думал, что с ними трудно состязаться). Причём двое из них сели рядом, а третий (при обилии свободных мест в вагоне) – через пару рядов – как будто специально для того, чтобы все трое могли по полной программе потренировать голосовые связки. Минут 20 я терпел, а потом перешёл в другой конец вагона, но всё равно спокойно вздохнул только тогда, когда вся чрезмерно энергичная троица (какой сюжет для рекламы утреннего кофе!) вышла где-то на полпути.

Как и до Альберобелло, путь в Матеру занимает немногим менее 1.5 часов при точно такой же цене билета – 4.5 евро. Учтите, что в Матере поезд делает несколько остановок, а выходить надо на главной - Matera-centrale , расположенной, как метро, под землёй.

................

Прости, любимая Испания! Простите, Толедо, Куэнка, Трухильо, Касерес и Сантьяго де Компостела! Простите, Мон-Сен-Мишель и Каркассон, Сиена и Дубровник, Котор, Мдина и прочие музеи под открытым небом! Вы хороши, безусловно хороши, вы – города-звёзды мирового и европейского калибра, но вы и близко не стоите рядом с Матерой!

Господа, я очень волнуюсь. Потому что пришло время рассказать о главном впечатлении этого путешествия, и город, о котором мне предстоит вести речь, совершенно особенный. Сказать, что он поразительный, великолепный или потрясающий (хотя так оно и есть) – только впустую сотрясти воздух. Это супершедевр , который трудно сравнить с чем-то ещё и который ещё труднее описать словами.

Конечно, Матеру нельзя ставить в один ряд с крупными и многоплановыми городами, которые можно (и нужно!) смотреть несколько дней, каждый раз находя что-то новое. Стамбул, Барселона, Париж… Каждый добавит в этот список что-то своё. Но в условной номинации «город единого впечатления» Матере не составит конкуренцию даже Рим. Да-да, я прекрасно отдаю себе отчёт в этих словах. Гуляя по Матере, в моей голове постоянно вертелась фраза: «Это как Рим. Только круче ».

К сожалению, в выражении своих впечатлений о Матере я не смогу рассчитывать на поддержку фотографий. И дело не в качестве фото как таковом. Всем известно, что люди делятся на фотогеничных и не таковых. Первых разбуди посреди ночи после вечерней попойки – а всё равно красавец писаный на фото выйдет. А другие – вроде по жизни и приятной внешности, а сфотографируй их – получается…ну вы сами понимаете:)

Города – они как люди, причём во многих смыслах. И понятие фотогеничности им свойственно тоже. Только тут речь идёт не красивости-некрасивости, а о том, в какой степени фото передают или нет «живые» впечатления. Я помню, какие чувства восхищения испытывал я, стоя внутри Колизея ещё во время самой первой поездки в Италию, и как был разочарован, когда потом увидел свои же фото. Вроде всё и правильно, а того впечатления-то – масштабности, величия, сакральности – нет совсем. Или севильский Алькасар, который на фото растерял свою прелесть. А вот Кордовский наоборот – засверкал новыми гранями. Локоротондо на моих же фото потом мне показался даже интереснее, чем «вживую». А иногда – Трани и Альберобелло тому примеры – фото просто вполне адекватно передают настроение и дух «он-лайна».

Матера, к сожалению, не такая. Её фотографии только покажут (и то частично), что видели мои глаза, но никогда не передадут тех эмоций, которые охватывают там. Впрочем, даже в фильме такого маэстро, как П. Пазолини («Евангелие от Матфея») Матера выглядит не слишком выразительной (М. Гибсон в «Страстях Христовых» и вовсе показал её всего несколько раз на пару мгновений исключительно в качестве фона заднего плана).

Пожалуй, я уже достаточно поплакался на свою трудную долю, но рассказ от этого не продвинулся ни на шаг. Когда не знаешь, что и как писать, не мешает вспомнить пару хороших советов: «С чего начать?» - «С начала» и «О чём писать» - «Как было – так и пиши». Вооружившись этими нехитрыми принципами и поддержкой (на которую я рассчитываю) своих Ангелов, я и начну рассказ о Матере.

Лучшую и вообще единственно правильную карту Сасси - исторического центра Матеры, с которой вы будете чувствовать там себя, как дома, можно скачать на сайте туризма провинции Базиликата:

Http://www.aptbasilicata.it/fileadmin/immagini/opuscoli_informativi/2010/mappa_Matera_fronte.jpg

Такую же карту можно получить в местном туристическом офисе.

Знакомство с Матерой для большинства путешественников, приехавших сюда на поезде, начинается с площади Витторио-Венето (Vittorio Veneto) – большой и красивой, способной украсить не один европейский город:

0 0



0 0

Красивая церковь Mater Domini , принадлежавшая ранее мальтийским рыцарям:


0 0

Дворец правительства, в котором располагается префектура Матеры:


0 0

Кстати, Витторио-Венето (мне стало интересно значение этих слов, которых я раньше не знал) – отнюдь не исторический персонаж, как можно подумать, а название населённого пункта в 60 км севернее Венеции, близ которого в 1918 году имела место наступательная операция войск Антанты, значительная часть которых составляли итальянские дивизии, в результате чего противостоящая им австро-венгерская армия капитулировала.

С площади через крону уличной растительности красиво открываются фрагменты фасада церкви San Francesco da Paola на улице 20-го сентября:


0 0


Ещё утро - и трено туристико только готовится принять первых пассажиров, в которых позже, не извольте сомневаться, недостатка не будет:


0 0


Если пройти по этой улочке мимо паровозика, то буквально через сотню метров мы окажемся на небольшой площади S.Rocco , на которой увидим первую из жемчужин Матеры - церковь Иоанна Крестителя (Chiesa di San Giovanni Battista ):


0 0


Церковь была построена в 13 веке для девяти монахинь, пришедших сюда из Палестины, и называлась Santa Maria La Nova, или Santa Maria ai Foggiali. Имя Иоанна Крестителя она получила после своего возрождения и реконструкции уже в конце 17 века.

Церковь потрясающая – как снаружи, так и изнутри! Причём изнутри даже в большей степени. С ней нельзя сравнить даже интерьер старого собора в Мольфетте – а он был изумительно как хорош! Несмотря на ряд переделок, внутреннее пространство церкви Иоанна Крестителя воссоздает настоящую средневековую атмосферу – мистическую и сакральную. Находясь здесь, понимаешь, сколь ничтожны и даже смешны попытки имитировать близость к Небесам золотом и богатством, чем так грешат, в первую очередь, православные церкви. Нет, Небеса находятся здесь – в простоте, в непоказном аскетизме, в смиренном и молчаливом внимании слову Божьему, раздающемуся в глубине собственного сердца, а не в многословных, шумных и зачастую демонстративных молитвах, переполняющих современные храмы.

0 0

0 0

В значительно лучшем качестве можно насладиться интерьерами церкви Иоанна Крестителя в красивом ролике на страничке http://www.basilicatanet.com/movie/index.asp?nav=materasangiovannibattista .

Фрагменты замечательного бокового фасада церкви:

0 0

Ещё одна «неопознанная», но очень аутентичная церковь, в полной степени соответствующая духу Матеры:

0 0

Но всё это была только присказка: к сказке, т.е. к настоящей старой Матере мы ещё даже не приступали!

............................

Старый город Матеры часто называют "Сасси " (Sassi), что является множественным числом итальянского слова sasso - скала, или просто камень. И это как нельзя более точно передаёт суть: Матера - это город, вырубленный в скалах и город,построенный на скалах. Это город, где здания и окружающий их ландшафт настолько слились друг с другом (в том числе - и по цвету), что уже давно представляют собой единое и гармоничное целое. Создаётся ощущение, что и дома, и церкви, и даже собор, кампанила которого венчает Матеру, как макушка - новогоднюю ёлку, вырастают прямо из скал (а, собственно, так и есть!), как опята из пня. Здесь порой уже трудно найти различие между каменной улочкой или вырубленной в том же камне лесенкой от обычной горной тропинки, а пещеры (как природные, так и рукотворные) частно отличаются от домов только отсутствием дверей и окон. "Есть дома, построенные над пещерами - под разнообразными углами, всех размеров, периодов и стилей. Они поднимаются кверху террасами; дорог нет, есть только узкие проходы и ступени, ведущие наверх или вниз. Плана застройки тоже нет. Дома напоминают скорее термитники, нежели человеческое жилье. " (Г. Мортон )


0 0



0 0

Говоря о Матере, почти всегда рассказывают о страшной нищете и антисанитарии, в которой проживали местные жители в пещерах Сасси вплоть до 50-х годов прошлого века и приводят в качестве примера известный роман Карло Леви «Христос остановился в Эболи », где автор рассказывает от годах ссылки, проведённых в этих краях ("Страшное описание", по словам Г. Мортона). Но мне не хочется педалировать эту тему. В конце концов, что было - то уже давно прошло, и сегодня Матера совсем не производит впечатление бедного и несчастного города. Чему в немалой степени способствуют деньги туристов, стекающихся сюда со всего мира.

Кстати, нельзя сказать, что переселение "пещерных" обитателей (почти 20 000 людей по данным Г. Мортона) в благоустроенные жилища происходило под всеобщее ликование. Мортон обратил внимание, что "...некоторые пещеры залиты бетоном. Оказалось, что городская администрация борется таким образом с жителями, желающими вернуться из новых квартир в свои антисанитарные дома". Что ж, наверное, где-то можно понять людей, которые прожили здесь всю свою жизнь, в которой наверняка были не только мрачные стороны: "Солнце заглянуло в одну все еще обитаемую пещеру и высветлило старую согнутую женщину, стирающую белье в деревянном корыте. Заметив меня, она улыбнулась и пригласила войти. Пещера оказалась просторной. Двери, возможно, пришли сюда от какой-то старой церкви. Они были по меньшей мере пятнадцати футов высотой, толстые, разделенные на панели. В углу стояла кровать, во много раз Шире обычной двуспальной. Над нею были иконы, включая и образ Мадонны-делла-Бруна, рядом - цветная фотография покойного президента Кеннеди. Она рассказала, что один из ее четверых сыновей работает в Питтсбурге, в фирме, занимающейся строительством дорог. Ее муж родился в этой пещере, она пришла сюда юной женой более чем пятьдесят лет назад и родила на этой самой кровати пятерых сыновей и шесть дочек. Похоже, что на этой постели спала вместе вся семья. Счастливое время. Она взглянула на нас, и ее старое морщинистое лицо выразило беспокойство. Женщина подумала, что мы из муниципалитета, и стала просить, чтобы мы разрешили ей остаться жить в этой пещере, а не переезжать в новый город. Пока она разговаривала на местном диалекте с моим попутчиком, я заметил привязанного к кольцу осла. По пещере бегало несколько кур. Возможно, вы сочтете это негигиеничным, но на меня эта сцена произвела благотворное впечатление ."

При прогулке по Матере я искренне рекомендую придерживаться, по крайней мере, в начале пути, большого внешнего маршрута, отмеченного на карте синей линией ("От Сассо Барисано до Сассо Кавеосо"). Практически сразу после церкви Иоанна Крастителя здесь начинают попадаться смотровые площадки - искусственно сооружённые или естественные (т.е. открывающиеся в пространстве между застройками), откуда можно любоваться видами старого города:


0 0


0 0

Однако, как отметил Г. Мортон, "это место кажется еще невероятнее, когда ты по нему ходишь, а не смотришь на него вниз с одной из площадок ". И если соблазн сойти с проторённого пути в одну из аркад, порой напоминающую потайной ход, и спуститься по вырубленным в скалах лесенкам-ступенькам станет слишком сильным - не противьтесь ему!

0 0

0 0

0 0

Лабиринты каменных улочек притягивают и завораживают. Вот где можно позволить себе заблудиться без сожаления, вот где можно блуждать бесконечно, пока ещё несут ноги (не забывайте главный секрет успешного визита в Матеру - обувь, обувь и ещё раз обувь!). Кажый новый спуск или подъём, каждый новый поворот таят в себе очередную тайну, очередное открытие, новый неожиданный вид, который заставляет снова и снова включать фотоаппарат, убранный в сумку из-за, казалось бы, уже достаточного количества фотографий. И волна восхищения, ещё не успевшего улечься после предыдущего ракурса, охватывает душу вновь и вновь. Нет, Матера поистине великолепна !

0 0


0 0

0 0



0 0


0 0


0 0

0 0



0 0

В чём ещё своеобразие Матеры? Она не нуждается в людях - в отличие, например, от закоулков старого Бари. Дух Бари - порождение человека. И если чисто гипотетически представить, что по какой-то причине (дай бог, чтоб этого никогда не произошло!) жители покинут Бари, то он перестанет быть самим собой и превратится в Чернобыль - холодный, лишёный души и жизни, оказаться в котором лично мне было бы тревожно и неприятно (я вообще не любитель "сталкеровских" путешествий).

Матера самодостаточна. Её душа не в людях - она в её скалах, в её камнях, в её sassi. Она сама живая, и она будет живой, даже если в ней не останется ни единого человека. Не люди населяют Матеру - это она населяет себя ими и позволяет им жить здесь. И человек, который не ощутит мистику и тайну "души Матеры", никогда не будет чувствовать себя здесь своим. Но тот, кто соприкоснётся с ними хотя бы поверхностно, вечно будет стремиться возвратиться сюда.

Вид на монастырь Св. Августина (самая верхняя точка синего маршрута):


0 0

Вдоль восточных окраин Матеры протянулось достаточное глубокое и живописное ущелье , называемое Гравиной , по дну которого течёт небольшой ручей:


0 0



0 0



0 0

На небольшой площади, практически висящей над ущельем, расположена церковь Святых Петра и Павла, более известная как церковь chiesa di San Pietro Caveoso :


0 0


Это одна из самых древних церквей Матеры, основанная в 1218 году. Но свой сегодняшний вид она приобрела значительно позднее: в 17 веке был построен новый фасад, а ещё через столетие - колокольня. К сожалению, положение солнца не позволило сделать более качественные фото, поэтому я предлагаю посмотреть это действительно очень живописное место на панорамной страничке http://www.italiavirtualtour.it/dettaglio.php?id=1794 .

Где-то в старой Матере:


0 0



0 0



0 0



0 0


0 0


Одной из достопримечательностей Сасси являются пещерные церкви и монастыри . Своим появлением они обязаны монахам, которые переселялись сюда с востока и приносили с собой архитектурные традиции Анатолии, Антиохии и Сирии. Поэтому в гротах и скальных храмах можно наблюдать смешение самых разных религиозных стилей. Из многих существующих в Матере крупных пещерных церквей (http://www.comune.matera.it/it/turismo/le-chiese-rupestri), как правило, выделяют пять: Santa Lucia, Madonna de Idris and San Giovanni in Monterrone, Convicinio di Sant’Antonio, San Pietro Barisano, Santa Maria de Armenis и Santa Barbara , из которых сегодня реально доступны четыре: 3 по единому билету (http://www.sassiweb.it/matera/cosa-sono-i-sassi/chiese-rupestri), а Convicinio di Sant’Antonio - за отдельную плату.


0 0



0 0

Что касается Convicinio di Sant’Antonio - я бы воздержался от совета во чтобы то ни стало посетить его. Если вы увидите пару-тройку церквей из приведённого выше перечня, рискну предположить, что ничего особо нового для себя вы там уже не найдёте, так что оснований делать специальный крюк (на карте это хорошо видно - самый конец синего маршрута справа внизу) ради него я, честно говоря, не вижу. Окончательное же решение вы можете принять, посмотрев посвящённый монастырю ролик на страничке http://www.italiavirtualtour.it/dettaglio.php?id=1795 .

Вообще посмотреть древние пещерные церкви, на мой взгляд, любопытно, но не более того, если вы не являетесь специалистом в области религиозной живописи. Поэтому делать большой упор на их посещение и строить маршрут именно под них я бы рекомендовать не решился.

Кроме скальных церквей, а Матерее можно в избытке насмотреться и на пещеры, в которых ещё полвека назад жили люди. В некоторых из них устроены небольшие музеи быта Casa Grotta. Но зачем платить деньги за искусственный антураж, когда рядом можно бесплатно посмотреть такие же пещеры, но в намного более аутентичном виде (фактически - в том же, в каком их и оставили).